Работа офиса в удалённом режиме: мнение эксперта
В прошлой статье мы рассматривали проблемы перехода компаний в онлайн-режим и ответили на вопрос «Что нужно делать?». В этот раз разберёмся с тем, как это сделать. А чтобы не быть голословными, в качестве эксперта мы пригласили поучаствовать директора по маркетингу ООО «Фабрика сайтов» Ольгу Реутову.
К: Ольга, добрый день. Знаю, у вас большой опыт работы, в том числе внедрения процессов в компаниях, в том числе с ноля, внедрения CRM, а вот теперь пандемия даёт ещё немалый багаж знаний и навыков. Поделитесь с читателями?
О: Здравствуй. Разумеется, с удовольствием отвечу на все вопросы, тем более, что это очень важная тема, на мой взгляд, и она заслуживает повышенного внимания.
К: Итак, в первую очередь, какие инструменты для перехода на удалённую работу потребуются компании?
О: При переходе в онлайн-режим работы нужно решить две главные задачи: как вы будете общаться, взаимодействовать, с заказчиками и между собой. Первую решает внедрение CRM. Во-первых, она собирает всю информацию об общении с клиентами. А во-вторых, современная CRM-система позволяет подключать IP-телефонию, мессенджеры, почту, социальные сети. Через какой бы канал связи ни обратился клиент, менеджеры не пропустят его сообщение. Вопрос общения коллег помогут решить корпоративные чаты, календари, сервисы постановки задач и видеозвонки. Для последнего обычно используют Zoom, пишут коллеги друг другу в чатах Telegram, а информацию передают в письмах. Но это очень нестабильная и не контролируемая работа. Поэтому мы используем единый сервис «Битрикс24», включающий весь функционал: CRM, общий календарь, задачи, корпоративный мессенджер, видеозвонки и многое другое. Это позволяет сохранять целостность информации и контролировать процессы работы.
К: Всех ли сотрудников имеет смысл переводить на удалённую работу?
О: Всех, кроме тех, кому требуется определённое оборудование. Но если смотреть на удалённую работу как на долгосрочный формат, свои нюансы появляются у «удалённой» бухгалтерии. И сотрудники перестраиваются неохотно, и обмен бумажными версиями документов затруднён. Есть два варианта: переходить на электронный документооборот или подключать сервисы бухгалтерии с выстроенными процессами удалённой работы.
К: К вопросу сохранения социальной среды в компании. Насколько важным Вы это считаете и что нужно сделать в первую очередь, чтобы избежать разлаженности в коллективе при переходе офиса на удалённую работу?
О: Сложившаяся корпоративная культура перенесет переход на удаленную работу. А вот погружать в неё новых сотрудников в условиях онлайн-коммуникаций весьма проблематично и малоэффективно. Энергия, которая образуется при работе в офисе, чувствуется новыми сотрудниками, легко перенимается и поддерживается. Но сложно выстраивать с нуля или корректировать текущую культуру компании. Влияние руководителя на команду также снижается. Если раньше сотрудники и коллеги могли наблюдать за работой и поведением лидеров, перенимать его и стремиться к тому, чтобы действовать так же, то в условиях удаленной работы каждый «спрятался» за своим монитором и большей части работы других может не видеть.
К: Как руководитель, с какими самыми сложными проблемами Вы сталкивались при построении или перестройке процессов дистанционной работы офиса?
О: Там, где требуется участие сразу нескольких сотрудников из разных отделов, становится сложнее вовремя и корректно передать информацию. Собрать встречу, где все участники погружены только в тему обсуждения и находятся в одном инфополе, не получается, а онлайн-конференции, конечно, не стали полноценной заменой. Появляются отвлекающие факторы: домочадцы, соседи, домашние животные, курьеры, уведомления. Сложно заметить, что фокус внимания снизился, чтобы вернуть его в нужное русло. Тут могут, конечно, спасти камеры во время конференции, когда видно и понятно, вовлечены слушатели в разговор или нет. А главное, сотрудники привыкают к такому формату, где можно в рабочее время заняться своими делами. Никто же не увидит. После этого возвращаться в офис, где снова нужно работать, уже не всем хочется.
К: Что если у компании в принципе не было никакого опыта работы офлайн? С чего начинать? На что можно ориентироваться?
О: Если команда изначально собиралась для работы онлайн, важно продумать процесс проверки результатов: периодичность и формат отчетов, – чтобы точно понимать, продвигаетесь ли вы в решении бизнес-задач или застряли на месте. И главное, соблюдать намеченный план встреч и планерок, чтобы все понимали их ценность и необходимость.
К: Построение процессов там, где их ещё не было. Возможно ли это с ноля и был ли у Вас такой опыт?
О: Это возможно, но в рамках удаленной работы сложнее и дольше. Всё по тем же причинам: нет возможности подавать пример и вовремя отслеживать, где процесс не соблюдается, чтобы вносить корректировки. Решением может стать четкий план внедрения процесса и контрольные точки по нему, которые соблюдаются по срокам. Контроль должен стабильно осуществляться. У сотрудников не должно возникнуть ощущение, что можно что-то не делать и этого не заметят. Иначе новые процессы будут игнорироваться и не исполняться.
К: Все ли проблемы решит CRM? О чём ещё нужно задуматься руководителю при переводе сотрудников на удалённую работу?
О: CRM позволяет управлять взаимоотношениями с клиентами. Также важно учесть взаимоотношения между сотрудниками или внешними специалистами. В данном случае помогут различные сервисы с функционалом задач, где каждый сотрудник может передать информацию коллегам и вовремя получить результат. Мы в своей практике используем сервис Битрикс24, в котором присутствует и CRM, и задачи. Таким образом, персональные менеджеры проводят переговоры с клиентами, и информация об этом фиксируется в CRM, и в этом же сервисе ставят задачи исполнителям, например, создать и наполнить контентом сайт. Это удобно, потому что работа идет в одном сервисе и не требует постоянного переключения, информация не теряется и появляются четкие и понятные процессы работы.
К: Ну а что делать предпринимателям, организации которых в принципе не могут работать полностью дистанционно? Парикмахерские, салоны цветов, рестораны? Как выживать им в новых условиях?
О: Искать альтернативные услуги, которые можно продавать и оказывать онлайн. Например, во время карантина стали популярны онлайн-тренировки, психологи проводят онлайн-марафоны, салоны красоты предлагают онлайн-консультации стилистов по составу косметички и макияжу, музеи и театры устраивали онлайн-экскурсии и представления, рестораны стали доставлять блюда на дом. Конечно, по объему и стоимости это не заменит офлайн-услуги, просто позволит «выжить» какое-то время. По окончании карантина такие услуги могут остаться. Например, фитнес-студии вернули офлайн-тренировки и оставили онлайн-формат.
К: Для каких сфер бизнеса, на Ваш взгляд, переход на дистанционный режим работы стал не проблемой, а их решением? Есть ли такие и есть ли у Вас любимые примеры, может быть?
О: Тут я бы скорее выделила те компании, которые давно планировали вносить изменения в свою деятельность, но по разным причинам медлили. И вот пандемия их подтолкнула.
К: Как Ваша команда отнеслась к идее дистанционной работы? Поделитесь опытом.
О: Нашей команде во многом было проще, так как работа и так ведется онлайн. Сейчас команда находится в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Уфе. Поэтому мы решаем две задачи: связь команд из разных регионов и связь команд в целом. Но мы не планируем длительное время оставаться в режиме удаленной работы, потому что это тормозит те изменения, которые мы сейчас внедряем и продолжим внедрять в 2021 году.
К: Есть ли действительно полезная литература о построении процессов? Что можете посоветовать предпринимателям?
О: Могу посоветовать начать с книги Владимира Репина «Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление», где весьма структурно и понятно описан процесс создания и внедрения процессов в организациях.
К: Вы упомянули, что «Фабрика сайтов» использует CRM «Битрикс». Вы были спикером на недавней конференции «Бизнес24» в Уфе, где в числе прочего освещались изменения этой системы управления. Что самое полезное и важное узнали о продукте, которым пользуетесь?
О: Текущие возможности данного сервиса уже во многом закрывают потребности бизнеса и процессов, а обновления учитывают ещё более массовый переход на удаленную работу. Думаю, правильнее всего будет дать ссылку на конференцию, где создатели сервиса анонсируют обновления: https://www.youtube.com/watch?v=avl94kmUSRU.
К: В первой статье был затронут вопрос регулярных офлайн-встреч команды для общения и получения информации о положении компании. Играют ли они, по-вашему, роль? Проводите ли их со своей командой и как часто?
О: Да, безусловно играют важную роль и их отсутствие при работе удаленно чувствует с каждым месяцем всё острее. Мы такие встречи проводим в нескольких форматах. Ежедневно по утрам устраиваем общий созвон со всеми сотрудниками, где каждый делится тем, что делал вчера и будет делать сегодня, а может рассказать о своих победах и неудачах для обсуждения, выявления проблем, которые надо решить. Это позволяет всем понимать, что в целом происходит в компании, в других отделах, добавляет «живости» общения. Такой формат возможен и офлайн, но вот онлайн точно является обязательным. Также еженедельно в отделах мы проводим планерки, где подводим итоги прошлой недели и обсуждаем наиболее острые вопросы. Отдельно проводятся встречи по важным вопросам, например, внедрение новой услуги, изменение процесса и др.
К: Ольга, большое спасибо за уделённое время и интересный рассказ. Уверена, читателям пригодится Ваш опыт.
О: Надеюсь, что пригодится.
Вам может быть интересно
Независимо от того, чему будет посвящен ваш сайт: торговле или услугам; будет ли он позиционировать крупную организацию или небольшую компанию, только...
Большинство клиентов, как правило, представляют свой будущий сайт как нечто фееричное. Сайт похожий на праздник. Яркий, поражающий обилием цветовых ре...
По сути каждое Интернет представительство – это своего рода перечень информации о той или иной компании, завернутой в простую или замысловатую обертку...